- Форум
- Вопросы и ответы до принятия ЗРК "О гражданской защите" в 2014г
- Структура ГО в организации
- Ведение ГО в не категорированных организациях
Ведение ГО в не категорированных организациях
- Тренер
- Автор темы
- Не в сети
- Новый участник
Меньше
Больше
- Сообщений: 3
- Спасибо получено: 3
7 года 5 мес. назад #300
от Тренер
Тренер создал тему: Ведение ГО в не категорированных организациях
Здравствуйте, Антонина!
Я работаю специалистом по ЧС в организации, которая не имеет категорию по гражданской обороне.
Еще до введения в действие Закона о Гражданской защите 2014 года нами разработаны все необходимые документы и проводятся планируемые мероприятия.
Утверждаются все приказы, имеется План ГО на мирное время, в который ежегодно вносим коррективы.
Имеются обязанности ответственных лиц, созданы формирования ГО, имеются Планы приведения в готовность формирований.
Ежегодно проводятся запланированные тренировки и учения (сейсмотренировки, пожарные тренировки, ТСУ и прочие).
До настоящего дня нисколько не сомневались, что все мероприятия проводятся во благо наших сотрудников и нашей организации.
Однако, не дает нам покоя положения Закона о ГЗ, что мероприятия по гражданской обороне организуются и проводятся в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Это означает, что нам нужно свернуть все работы по гражданской обороне и сидеть сложа руки. Может быть, мы в чем-то ошибаемся. Но по здравому смыслу, все это кажется полным абсурдом.
Однако, по критериям оценки степени риска в области гражданской обороны (Совместный приказ МВД РК от 25.12.2015 №1060 и МНЭ РК от 12.01.2016 № внеплановые проверки гражданской обороны могут проводиться и на объектах, не относящихся к высокой степени риска. Т.е. могут проверять организации, которые по положениям Закона о ГЗ освобождены от проведения мероприятий по ГО.
И причем, нет единого мнения по этому поводу даже у представителей уполномоченных органов.
Хотелось услышать ваше авторитетное мнение.
Заранее благодарю.
Я работаю специалистом по ЧС в организации, которая не имеет категорию по гражданской обороне.
Еще до введения в действие Закона о Гражданской защите 2014 года нами разработаны все необходимые документы и проводятся планируемые мероприятия.
Утверждаются все приказы, имеется План ГО на мирное время, в который ежегодно вносим коррективы.
Имеются обязанности ответственных лиц, созданы формирования ГО, имеются Планы приведения в готовность формирований.
Ежегодно проводятся запланированные тренировки и учения (сейсмотренировки, пожарные тренировки, ТСУ и прочие).
До настоящего дня нисколько не сомневались, что все мероприятия проводятся во благо наших сотрудников и нашей организации.
Однако, не дает нам покоя положения Закона о ГЗ, что мероприятия по гражданской обороне организуются и проводятся в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Это означает, что нам нужно свернуть все работы по гражданской обороне и сидеть сложа руки. Может быть, мы в чем-то ошибаемся. Но по здравому смыслу, все это кажется полным абсурдом.
Однако, по критериям оценки степени риска в области гражданской обороны (Совместный приказ МВД РК от 25.12.2015 №1060 и МНЭ РК от 12.01.2016 № внеплановые проверки гражданской обороны могут проводиться и на объектах, не относящихся к высокой степени риска. Т.е. могут проверять организации, которые по положениям Закона о ГЗ освобождены от проведения мероприятий по ГО.
И причем, нет единого мнения по этому поводу даже у представителей уполномоченных органов.
Хотелось услышать ваше авторитетное мнение.
Заранее благодарю.
Спасибо сказали: Alfiya
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Антонина
- Не в сети
- Администратор
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 36
7 года 5 мес. назад #301
от Антонина
Антонина ответил в теме Ведение ГО в не категорированных организациях
Ой какую больную и важную тему Вы затронули!!! Давно планирую написать по этому поводу статью. С Вашей подачи постараюсь сделать это быстрее, т.к. коротко об этом не получается.
Но если постараться для начала - то, закон есть закон, тут никуда не денешься. А по Закону ГО в некатегорированных организациях не создается и точка. Поэтому проверка может прийти, но системы нет, по Закону НЕТ !!!
Другое дело, что это глупость, что упразднили ГО во всех организациях и я очень по этому поводу разделяю Ваше мнение. Радует, что в организациях остались здравомыслящие люди и спасибо Вам за это. Гражданская оборона - это система реагирования на любую ЧС любого масштаба и в мирное время в первую очередь. В любой организации должна быть разработана структура, назначены руководители, которые управляют людьми в экстремальных ситуациях до прибытия оперативных сил реагирования как минимум. Система должна быть четкая, понятная, иерархическая. Это важно для всех - и руководителя и сотрудников - все хотят жить и процветать. Мы на тренингах придумали очень хорошее упражнение, которое очевидно подчеркивает важность задачи реагирования на ЧС для всех и на все виды происшествий.
И такую систему можно сделать, причем с четкой и понятной привязкой к специфике деятельности конкретной компании. И готовить людей к действиям в чрезвычайных обстоятельствах обязательно нужно и не самостоятельным чтением чего-то, а организовано и в Компании.
Спасибо Вам за вопрос, надеюсь развернуть на него ответ чуть попозже .
Но если постараться для начала - то, закон есть закон, тут никуда не денешься. А по Закону ГО в некатегорированных организациях не создается и точка. Поэтому проверка может прийти, но системы нет, по Закону НЕТ !!!
Другое дело, что это глупость, что упразднили ГО во всех организациях и я очень по этому поводу разделяю Ваше мнение. Радует, что в организациях остались здравомыслящие люди и спасибо Вам за это. Гражданская оборона - это система реагирования на любую ЧС любого масштаба и в мирное время в первую очередь. В любой организации должна быть разработана структура, назначены руководители, которые управляют людьми в экстремальных ситуациях до прибытия оперативных сил реагирования как минимум. Система должна быть четкая, понятная, иерархическая. Это важно для всех - и руководителя и сотрудников - все хотят жить и процветать. Мы на тренингах придумали очень хорошее упражнение, которое очевидно подчеркивает важность задачи реагирования на ЧС для всех и на все виды происшествий.
И такую систему можно сделать, причем с четкой и понятной привязкой к специфике деятельности конкретной компании. И готовить людей к действиям в чрезвычайных обстоятельствах обязательно нужно и не самостоятельным чтением чего-то, а организовано и в Компании.
Спасибо Вам за вопрос, надеюсь развернуть на него ответ чуть попозже .
Спасибо сказали: Alfiya, Тренер
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Тренер
- Автор темы
- Не в сети
- Новый участник
Меньше
Больше
- Сообщений: 3
- Спасибо получено: 3
7 года 5 мес. назад #302
от Тренер
Тренер ответил в теме Ведение ГО в не категорированных организациях
Здравствуйте, Антонина!
Спасибо Вам за ответ. Конечно, мы можем сами дальше продолжать проведение всех мероприятий и никто не вправе запретить нам это.
Но везде и всегда найдутся меркантильные умники, скептически вопрошающие, зачем вам этим заниматься, если от нас этого никто не требует. Благими намерениями таких не переубедишь...
На сайте emer.kz в разделе "вопрос-ответ" для не категорированных организаций дан ответ примерно следующего содержания (сокращенно):
По приказу МВД РК от 20.04.2015 №381 проведение учений в сфере гражданской защиты для всех организаций (?) носит рекомендательный характер.
При проведении учений и тренировок КЧС МВД РК и его территориальные органы, местные исполнительные органы могут задействовать все организации, в том числе и не категорированные организации.
В-общем, создается впечатление, что нормативно-правовые акты в области гражданской обороны введены в действие только для особо важных и категорированных организаций, о полном перечне которых, помимо стратегических объектов, приходится только догадываться...
Так и хочется закричать: "А мы что, не люди?". Только это будет гласом вопиющего в пустыне.
Спасибо Вам за ответ. Конечно, мы можем сами дальше продолжать проведение всех мероприятий и никто не вправе запретить нам это.
Но везде и всегда найдутся меркантильные умники, скептически вопрошающие, зачем вам этим заниматься, если от нас этого никто не требует. Благими намерениями таких не переубедишь...
На сайте emer.kz в разделе "вопрос-ответ" для не категорированных организаций дан ответ примерно следующего содержания (сокращенно):
По приказу МВД РК от 20.04.2015 №381 проведение учений в сфере гражданской защиты для всех организаций (?) носит рекомендательный характер.
При проведении учений и тренировок КЧС МВД РК и его территориальные органы, местные исполнительные органы могут задействовать все организации, в том числе и не категорированные организации.
В-общем, создается впечатление, что нормативно-правовые акты в области гражданской обороны введены в действие только для особо важных и категорированных организаций, о полном перечне которых, помимо стратегических объектов, приходится только догадываться...
Так и хочется закричать: "А мы что, не люди?". Только это будет гласом вопиющего в пустыне.
Спасибо сказали: Alfiya
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Тренер
- Автор темы
- Не в сети
- Новый участник
Меньше
Больше
- Сообщений: 3
- Спасибо получено: 3
7 года 4 мес. назад #303
от Тренер
Тренер ответил в теме Ведение ГО в не категорированных организациях
Уважаемые коллеги!
В дополнение к предыдущим сообщениям, представляю Вам следующие рассуждения о целесообразности проведения мероприятий по Гражданской обороне для не категорированных организаций.
Из Правил организации и ведения мероприятий гражданской обороны, утвержденных приказом МВД РК от 06.03.2015 года № 190:
3. Мероприятия по гражданской обороне в РК организуются и проводятся по следующим уровням:
… на объектовом – в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Это в буквальном смысле означает, что в не категорированных организациях не нужно проводить мероприятия ГО (создание формирований ГО, учения, тренировки и пр.).
Теперь приведу официальные ответы из сайта КЧС МВД РК в разделе «Вопрос - ответ», утверждающие о необходимости проведения мероприятий ГО/ГЗ в организациях (орфография сохранена).
Из ответа на сайте КЧС МВД РК в разделе «Вопрос-ответ».
Согласно пункта 16 приказа МВД РК от 06.03.2015 года № 190
План гражданской обороны разрабатывается:
на республиканском уровне – ведомство уполномоченного органа;
на территориальном уровне – территориальным подразделением;
на объектовом уровне – организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне.
На основании вышеизложенного сообщаем, что организациям не отнесенным к категориям по гражданской обороне не требуется наличие плана гражданской обороны.
Из ответа на сайте КЧС МВД РК в разделе «Вопрос.
Вместе с тем, согласно пункта 8 статьи 2 приказа МВД РК от 23.04.2015 года №387 «Об утверждении Правил создания, содержания материально-технического обеспечения, подготовки и привлечения формирований гражданской защиты», формирования гражданской защиты создаются в центральных и местных исполнительных органах, в организациях.
Так в соответствии данной статьи в организациях, не отнесенных к категории по гражданской обороне необходима создание формирований гражданской защиты.
Из ответа на сайте КЧС МВД РК в разделе «Вопрос
Касательно проведения учений (тренировок) сообщаем, что данные мероприятия проводиться в соответствии со статьей 46 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» №188 от 14 апреля 2014 года.
Справочно. В организациях, организациях дошкольного воспитания и обучения и учебных заведениях, расположенных в сейсмоопасных регионах, ежеквартально проводятся сейсмотренировки.
В организациях, организациях дошкольного воспитания и обучения и учебных заведениях, расположенных в расчетной зоне распространения чрезвычайной ситуации опасных производственных объектов, ежеквартально проводятся тренировки по действию персонала, детей, учащихся, студентов при возникновении аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ.
В организациях, организациях дошкольного воспитания и обучения и учебных заведениях, расположенных в селеопасных, оползневых, лавиноопасных районах, а также в зонах возможных затоплений, наводнений, паводков проводятся тренировки перед началом опасного периода.
Из ответа на сайте КЧС МВД РК в разделе «Вопрос
В соответствии с приказом МВД РК от 20.04.2015 года № 381 «Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты» проведение учений в сфере гражданской защиты для всех организаций носит рекомендательный характер.
Сравнивая противоречащие, по моему мнению, друг другу утверждения, могу предположить, что:
1) если в Законе о ГЗ и других подзаконных актах (приказы, правила, инструкции и пр.) упоминаются «организации», то согласно приведенному выше пункту 3 имеются в виду «организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне». Иначе, зачем выделять «организации дошкольного воспитания и обучения и учебные заведения»?
2) мы, не категорированные организации, если можно так и выразиться, более заинтересованы в Гражданской обороне (в защите населения и территории), как составной части гражданской защиты, нежели в других частях ГЗ, как промбезопасность, госматрезерв, предупреждающие ЧС и другие мероприятия.
И даже в этом нам отказывают…
А все ответы КЧС касаются вопросов из сферы гражданской защиты в целом.
3) как вы представляете проведение хотя бы части мероприятий ГО/ГЗ, не имея плана ГО, который, якобы, не требуется для не категорированных организаций?
4) и почему у представителей КЧС МВД РК из различных регионов нашего необъятного государства совершенно противоположные мнения по этим вопросам?
Что думаете по этим вопросам, Антонина Павловна, и другие неравнодушные коллеги?
В дополнение к предыдущим сообщениям, представляю Вам следующие рассуждения о целесообразности проведения мероприятий по Гражданской обороне для не категорированных организаций.
Из Правил организации и ведения мероприятий гражданской обороны, утвержденных приказом МВД РК от 06.03.2015 года № 190:
3. Мероприятия по гражданской обороне в РК организуются и проводятся по следующим уровням:
… на объектовом – в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Это в буквальном смысле означает, что в не категорированных организациях не нужно проводить мероприятия ГО (создание формирований ГО, учения, тренировки и пр.).
Теперь приведу официальные ответы из сайта КЧС МВД РК в разделе «Вопрос - ответ», утверждающие о необходимости проведения мероприятий ГО/ГЗ в организациях (орфография сохранена).
Из ответа на сайте КЧС МВД РК в разделе «Вопрос-ответ».
Согласно пункта 16 приказа МВД РК от 06.03.2015 года № 190
План гражданской обороны разрабатывается:
на республиканском уровне – ведомство уполномоченного органа;
на территориальном уровне – территориальным подразделением;
на объектовом уровне – организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне.
На основании вышеизложенного сообщаем, что организациям не отнесенным к категориям по гражданской обороне не требуется наличие плана гражданской обороны.
Из ответа на сайте КЧС МВД РК в разделе «Вопрос.
Вместе с тем, согласно пункта 8 статьи 2 приказа МВД РК от 23.04.2015 года №387 «Об утверждении Правил создания, содержания материально-технического обеспечения, подготовки и привлечения формирований гражданской защиты», формирования гражданской защиты создаются в центральных и местных исполнительных органах, в организациях.
Так в соответствии данной статьи в организациях, не отнесенных к категории по гражданской обороне необходима создание формирований гражданской защиты.
Из ответа на сайте КЧС МВД РК в разделе «Вопрос
Касательно проведения учений (тренировок) сообщаем, что данные мероприятия проводиться в соответствии со статьей 46 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» №188 от 14 апреля 2014 года.
Справочно. В организациях, организациях дошкольного воспитания и обучения и учебных заведениях, расположенных в сейсмоопасных регионах, ежеквартально проводятся сейсмотренировки.
В организациях, организациях дошкольного воспитания и обучения и учебных заведениях, расположенных в расчетной зоне распространения чрезвычайной ситуации опасных производственных объектов, ежеквартально проводятся тренировки по действию персонала, детей, учащихся, студентов при возникновении аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ.
В организациях, организациях дошкольного воспитания и обучения и учебных заведениях, расположенных в селеопасных, оползневых, лавиноопасных районах, а также в зонах возможных затоплений, наводнений, паводков проводятся тренировки перед началом опасного периода.
Из ответа на сайте КЧС МВД РК в разделе «Вопрос
В соответствии с приказом МВД РК от 20.04.2015 года № 381 «Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты» проведение учений в сфере гражданской защиты для всех организаций носит рекомендательный характер.
Сравнивая противоречащие, по моему мнению, друг другу утверждения, могу предположить, что:
1) если в Законе о ГЗ и других подзаконных актах (приказы, правила, инструкции и пр.) упоминаются «организации», то согласно приведенному выше пункту 3 имеются в виду «организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне». Иначе, зачем выделять «организации дошкольного воспитания и обучения и учебные заведения»?
2) мы, не категорированные организации, если можно так и выразиться, более заинтересованы в Гражданской обороне (в защите населения и территории), как составной части гражданской защиты, нежели в других частях ГЗ, как промбезопасность, госматрезерв, предупреждающие ЧС и другие мероприятия.
И даже в этом нам отказывают…
А все ответы КЧС касаются вопросов из сферы гражданской защиты в целом.
3) как вы представляете проведение хотя бы части мероприятий ГО/ГЗ, не имея плана ГО, который, якобы, не требуется для не категорированных организаций?
4) и почему у представителей КЧС МВД РК из различных регионов нашего необъятного государства совершенно противоположные мнения по этим вопросам?
Что думаете по этим вопросам, Антонина Павловна, и другие неравнодушные коллеги?
Спасибо сказали: Антонина
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Антонина
- Не в сети
- Администратор
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 36
7 года 3 мес. назад #304
от Антонина
Антонина ответил в теме Ведение ГО в не категорированных организациях
Прошу прощения, уважаемый коллега, за задержку с ответом. И благодарю за столь обстоятельный разбор волнующих нас вопросов.
В законодательстве, к сожалению, очень много противоречий и, на мой взгляд, серьезных упущений. Упразднение системы гражданской обороны в организациях, а также перевод обучения в формат самостоятельного просто уронило вопросы безопасности населения на уровень "ниже плинтуса".
Эти нормативы больше направлены на построение и регулирование государственной системы в целом, на уровне республики и территорий (это не тема нашего обсуждения сейчас). И они очень мало проработаны с позиций организаций. Кстати, это вполне объяснимо, т.к. в составе КЧС практически нет людей, которые бы работали в гражданских организациях и не представляют, как она функционирует в реальной жизни. Некоторые из них сталкиваются с организациями только в качестве проверяющих, им не нужно вникать кто и как должен реализовывать все эти требования.
Причем, упразднение ГО в организациях, как говорят, сделано в угоду бизнесу. Хотя любому бизнесу критически важна безопасность, ведь сгореть, утонуть, разрушится - это практически разорение организации малого и среднего бизнеса. Вместо того, чтобы грамотно и убедительно мотивировать к повышению культуры безопасности, как это сейчас в большинстве своем делают крупные международные компании, это все просто разрушили. А ведь, безопасность обеспечивает каждый сотрудник в компании. И его неграмотные действия или бездействие могут привести к непоправимому.
Речь здесь идет не только о соблюдении норм пожарной и промышленной безопасности - это вопросы предупреждения ЧС, которые в основном и призвана решать гражданской защита. А система Гражданской обороны в организации, которая является составной частью ГЗ, является по сути системой реагирования на возникновения ЧС.
Именно здесь должна быть строгая иерархия и подчиненность, т.к. в условиях ЧС некогда рассуждать – нужно кому-то конкретному принимать решения, и действовать согласно ранее обдуманным алгоритмам. Поэтому именно в системе ГО должен быть начальник, а не просто руководитель и обязательно ШТАБ, а не комиссия или подразделение (представьте, и так называют некоторые сейчас этот орган управления в экстремальной ситуации).
Но при этом ни в Законе О ГЗ, ни в нормативных актах для организаций (даже категорированных) нет понятия о штабе. А еще смешнее в Законе написано, что органом управления ГО в организации является руководитель!!!! Это воще как???
Теперь о некатегорированных организациях, которые бросили на произвол судьбы.
Зачем там нужны НГО, штаб и формирования?
Считается, что ЧС в организациях должны ликвидировать экстренные службы, которые работают в круглосуточном режиме. Да, но… Как мы знаем, ЧС происходит неожиданно. И радом с вашей организацией не стоят на низком старте пожарные и спасатели, если только ваша организация не содержит собственную негосударственную противопожарную службу. Время прибытия экстренных служб с момента их вызова (ключевой момент!!!) в идеале 15-30 мин. А если учесть расстояние, дорожные условия, пробки в час пик, возможность подъехать непосредственно к месту ЧС (блокировка проездов и припаркованные автомобили) и прочие нюансы???
А действовать в организации, где случилась ЧС, нужно немедленно, в том числе, при пожаре, при землетрясении, и менее масштабных ЧС. Даже, если человеку просто плохо стало или он травмировался.
Кто-то должен управлять вашим персоналом? Кто-то должен вызвать те самые экстренные службы? Кто-то должен эвакуировать людей и оказать помощь при необходимости? Кто-то должен обесточить здание и по возможности принять меры по минимизации ущерба? Кто-то должен все это охранять (а наемных охранников, как правило, один или два, и на тех навешано все подряд, вплоть до тушения пожара)? И это все сделать нужно до приезда экстренных служб в очень короткое время. И кстати, после приезда тоже своими людьми управлять надо – что им делать, куда идти, кому, кого оставить, как коммуницировать с прибывшими службами и т.д.
Как думаете, этому всему учиться надо? Договариваться заранее, т.к. в момент ЧС уже поздно – все в стрессе, и кто что там себе думает и понимает в этот психологически тяжелый для любого человека момент очень непредсказуемо.
Мое убеждение, что в любой организации должны быть проработаны алгоритмы поведения на все прогнозируемые ЧС, определены люди и их задачи и полномочия, которые выполняют ключевые роли в этих условиях, созданы команды реагирования на ЧС (формирования ГО или ГЗ - как угодно). Только эти формирования должны быть организованы конкретно под свою организацию и задачи, которые им придется (не дай Господь!) решать персонально в ваших условиях. Их структура и численность тоже определяются особенностями вашей деятельности, а не общими требованиями.
И всему этому нужно учиться и тренироваться. Причем, прежде чем тренироваться, нужно научиться, договориться, определиться. И не самостоятельно, а в коллективе, в команде, где есть возможность друг другу помочь, если уметь и захотеть.
Кстати, обучение и тренировки не обязательно должны быть скучными и натужными. Оно должно, просто обязано, быть интересным и полезным!!! Иначе это все в пустую потраченное время и деньги. По этому поводу на нашем сайте есть статьи – http://чс-ник.kz/obuchenie-i-podgotovka-v-organizatsii/vnutrennee-obuchenie.
И все это нужно любой организации!!! Во всяком случае в той, где к людям относятся по-человечески, где заботятся о них, о своем процветании и себе лично (это я о руководителях, т.к. отвечать после все, что произойдет, будет все-таки он. А отмазаться не каждый сможет)
Еще пару слов о командах-формированиях. Согласно новым «Правилам создания, содержания, материально-технического обеспечения, подготовки и привлечения формирований гражданской защиты» от 23.04.17 объектовые ФГЗ создаются в категорированных организациях, организациях, имеющих мобзадания, и … внимание… тех, которые размещаются в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления!
А землетрясение – это уже не ЧС!!! Ведь именно здесь ждать помощи придется неделями!!! Ведь взрослые, адекватные, подготовленные люди в зоне разрушений – это просто неоценимый ресурс. А чтобы они такими были, нужно их готовить, обучать, оснащать простейшим имуществом. Просто об этом надо думать и что-то делать.
Но нас лиши законодательной обязанности позаботиться о себе самим по мере своих возможностей. А сами люди (и руководители в их числе) очень беспечны. Нам очень хочется думать, что кто-то придет и нас спасет. Ан нет…. Спасение себя любимого и своей семьи, компании – это в первую очередь ЛИЧНАЯ обязанность каждого адекватного человека.
Я так думаю…
В законодательстве, к сожалению, очень много противоречий и, на мой взгляд, серьезных упущений. Упразднение системы гражданской обороны в организациях, а также перевод обучения в формат самостоятельного просто уронило вопросы безопасности населения на уровень "ниже плинтуса".
Эти нормативы больше направлены на построение и регулирование государственной системы в целом, на уровне республики и территорий (это не тема нашего обсуждения сейчас). И они очень мало проработаны с позиций организаций. Кстати, это вполне объяснимо, т.к. в составе КЧС практически нет людей, которые бы работали в гражданских организациях и не представляют, как она функционирует в реальной жизни. Некоторые из них сталкиваются с организациями только в качестве проверяющих, им не нужно вникать кто и как должен реализовывать все эти требования.
Причем, упразднение ГО в организациях, как говорят, сделано в угоду бизнесу. Хотя любому бизнесу критически важна безопасность, ведь сгореть, утонуть, разрушится - это практически разорение организации малого и среднего бизнеса. Вместо того, чтобы грамотно и убедительно мотивировать к повышению культуры безопасности, как это сейчас в большинстве своем делают крупные международные компании, это все просто разрушили. А ведь, безопасность обеспечивает каждый сотрудник в компании. И его неграмотные действия или бездействие могут привести к непоправимому.
Речь здесь идет не только о соблюдении норм пожарной и промышленной безопасности - это вопросы предупреждения ЧС, которые в основном и призвана решать гражданской защита. А система Гражданской обороны в организации, которая является составной частью ГЗ, является по сути системой реагирования на возникновения ЧС.
Именно здесь должна быть строгая иерархия и подчиненность, т.к. в условиях ЧС некогда рассуждать – нужно кому-то конкретному принимать решения, и действовать согласно ранее обдуманным алгоритмам. Поэтому именно в системе ГО должен быть начальник, а не просто руководитель и обязательно ШТАБ, а не комиссия или подразделение (представьте, и так называют некоторые сейчас этот орган управления в экстремальной ситуации).
Но при этом ни в Законе О ГЗ, ни в нормативных актах для организаций (даже категорированных) нет понятия о штабе. А еще смешнее в Законе написано, что органом управления ГО в организации является руководитель!!!! Это воще как???
Теперь о некатегорированных организациях, которые бросили на произвол судьбы.
Зачем там нужны НГО, штаб и формирования?
Считается, что ЧС в организациях должны ликвидировать экстренные службы, которые работают в круглосуточном режиме. Да, но… Как мы знаем, ЧС происходит неожиданно. И радом с вашей организацией не стоят на низком старте пожарные и спасатели, если только ваша организация не содержит собственную негосударственную противопожарную службу. Время прибытия экстренных служб с момента их вызова (ключевой момент!!!) в идеале 15-30 мин. А если учесть расстояние, дорожные условия, пробки в час пик, возможность подъехать непосредственно к месту ЧС (блокировка проездов и припаркованные автомобили) и прочие нюансы???
А действовать в организации, где случилась ЧС, нужно немедленно, в том числе, при пожаре, при землетрясении, и менее масштабных ЧС. Даже, если человеку просто плохо стало или он травмировался.
Кто-то должен управлять вашим персоналом? Кто-то должен вызвать те самые экстренные службы? Кто-то должен эвакуировать людей и оказать помощь при необходимости? Кто-то должен обесточить здание и по возможности принять меры по минимизации ущерба? Кто-то должен все это охранять (а наемных охранников, как правило, один или два, и на тех навешано все подряд, вплоть до тушения пожара)? И это все сделать нужно до приезда экстренных служб в очень короткое время. И кстати, после приезда тоже своими людьми управлять надо – что им делать, куда идти, кому, кого оставить, как коммуницировать с прибывшими службами и т.д.
Как думаете, этому всему учиться надо? Договариваться заранее, т.к. в момент ЧС уже поздно – все в стрессе, и кто что там себе думает и понимает в этот психологически тяжелый для любого человека момент очень непредсказуемо.
Мое убеждение, что в любой организации должны быть проработаны алгоритмы поведения на все прогнозируемые ЧС, определены люди и их задачи и полномочия, которые выполняют ключевые роли в этих условиях, созданы команды реагирования на ЧС (формирования ГО или ГЗ - как угодно). Только эти формирования должны быть организованы конкретно под свою организацию и задачи, которые им придется (не дай Господь!) решать персонально в ваших условиях. Их структура и численность тоже определяются особенностями вашей деятельности, а не общими требованиями.
И всему этому нужно учиться и тренироваться. Причем, прежде чем тренироваться, нужно научиться, договориться, определиться. И не самостоятельно, а в коллективе, в команде, где есть возможность друг другу помочь, если уметь и захотеть.
Кстати, обучение и тренировки не обязательно должны быть скучными и натужными. Оно должно, просто обязано, быть интересным и полезным!!! Иначе это все в пустую потраченное время и деньги. По этому поводу на нашем сайте есть статьи – http://чс-ник.kz/obuchenie-i-podgotovka-v-organizatsii/vnutrennee-obuchenie.
И все это нужно любой организации!!! Во всяком случае в той, где к людям относятся по-человечески, где заботятся о них, о своем процветании и себе лично (это я о руководителях, т.к. отвечать после все, что произойдет, будет все-таки он. А отмазаться не каждый сможет)
Еще пару слов о командах-формированиях. Согласно новым «Правилам создания, содержания, материально-технического обеспечения, подготовки и привлечения формирований гражданской защиты» от 23.04.17 объектовые ФГЗ создаются в категорированных организациях, организациях, имеющих мобзадания, и … внимание… тех, которые размещаются в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления!
А землетрясение – это уже не ЧС!!! Ведь именно здесь ждать помощи придется неделями!!! Ведь взрослые, адекватные, подготовленные люди в зоне разрушений – это просто неоценимый ресурс. А чтобы они такими были, нужно их готовить, обучать, оснащать простейшим имуществом. Просто об этом надо думать и что-то делать.
Но нас лиши законодательной обязанности позаботиться о себе самим по мере своих возможностей. А сами люди (и руководители в их числе) очень беспечны. Нам очень хочется думать, что кто-то придет и нас спасет. Ан нет…. Спасение себя любимого и своей семьи, компании – это в первую очередь ЛИЧНАЯ обязанность каждого адекватного человека.
Я так думаю…
Спасибо сказали: Alfiya
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Форум
- Вопросы и ответы до принятия ЗРК "О гражданской защите" в 2014г
- Структура ГО в организации
- Ведение ГО в не категорированных организациях
Время создания страницы: 0.336 секунд